Оригинальное название: Lord of the Rings Tabletop Battle Game
Жанр: военно-тактическая игра с миниатюрами
Разработчик: Games Workshop
Издатель в России: Алегрис
Оловянное Средиземье
Англию по праву можно назвать страной чудес. Судите сами.
Именно здесь жил и творил Профессор, Джон Рональд Руэл Толкин. Автор самой популярной саги в жанре фэнтези — “Властелин колец”.
Именно здесь в 1975 году была основана компания “Games Workshop”. Именно она за последние тридцать лет стала бесспорным мировым лидером по производству варгеймов — настольных тактических игр с миниатюрами. Славу и процветание этой компании принесли широко известные варгеймы линеек “Warhammer”.
И в один прекрасный момент линии судьбы бессмертного творения Толкина и лидирующего производителя варгеймов пересеклись. Результатом стала игра “Lord of the Rings Tabletop Battle Game” — варгейм с миниатюрами в классическом масштабе 28 миллиметров.
Солдаты и полководцы
На мой взгляд, главное в настольных варгеймах — сами фигурки, ведь именно с них начинается знакомство с игрой. Но миниатюрами не только играют, их еще коллекционируют. Поэтому всех варгеймеров можно условно поделить на игроков и коллекционеров.
Последние обнаружат в “LotR Battle Game” действительно потрясающие миниатюры, которые как порадуют взгляд начинающего любителя, так и станут украшением уже собранной коллекции. Но если вас интересуют не одиночные фигурки, а целые армии, стоит несколько задуматься. Если миниатюры главных героев выполнены дизайнерами GW на высоте, то рядовым солдатам уделено куда меньше внимания. Особенно это касается армий тьмы: впечатляющие назгулы неизмеримо красивее простеньких орков.
Несложно догадаться, что война в “LotR Battle Game” происходит между силами тьмы и так называемыми свободными народами Средиземья. Третьего не дано: каждая миниатюра принадлежит либо к одной, либо к другой стороне.
Каждую из сторон возглавляют служители (Heralds of Darkness и Heralds of Free) — герои, известные по первоисточнику (братство Кольца, назгулы, балрог). Под их началом сражаются довольно разношерстные армии. Рвутся в бой бесчисленные орки Мордора (Mordor), зеленокожие твари заполонили своды некогда свободной Мории (Moria), направляет свои полчища Саруман из Изенгарда (Isengard), мумаки несут на спинах харадримов (Harad) . Славные воины Гондора готовятся к защите своей твердыни (Gondor), всадники Рохана треплют врагов внезапными атаками ( Rohan), спешат на помощь эльфы (Elves), маршируют гномы (Dwarves)...
Не нарушая истории
Правила игры во многом позаимствованы из первого варгейма компании — фэнтезийного “Вархаммера”, игровая механика которого оттачивалась десятилетиями. Опытный варгеймер будет чувствовать себя в “LotR Battle Game”, как рыба в воде, а начинающий игрок найдет правила довольно простыми и логичными.
Главное отличие “Властелина колец” — в отношении к первоисточнику. Если игроки в “Warhammer” писали историю мира сами, выковывали ее в горнилах битв, то сюжет толкиновского романа давно известен и корректировке не подлежит. Поэтому “LotR Battle Game” сильнее всего напоминает, как ни странно, исторические варгеймы, в основе которых — реальные войны и сражения. Девять десятых партий проходит следующим образом: выбирается какая-либо описанная Толкином битва, собираются приличествующие случаю войска, расставляются ландшафт и укрепления — и в бой.
Неудивительно, что при таком подходе к делу на первый план выходят сценарии — описания стартовых условий того или иного боевого столкновения и цели, которые надо каждой из сторон для победы.
Часто в сценариях вводятся спецправила, еще больше приближающие игру к реалиям “Властелина колец”. К примеру, в сценарии “Побег из Ортханка” Гэндальф не может делать ничего, кроме как противостоять заклинаниям Сарумана.
Большое количество сценариев приведено в книге правил “LotR Battle Game”, некоторые можно найти в интернете. Или — придумать свой собственный сценарий. Правда, тогда могут понадобиться и новые спецправила.
В качестве примера рассмотрим официальный сценарий “Нападение возле Амон Хен”. Из книги мы помним, что после путешествия по Андуину братство атакуют урук-хаи, задача которых — захватить хранителя.
Цели сценария: герои братства Кольца должны добраться до противоположного конца игрового поля, чтобы защитить хоббитов. Темные силы должны удерживать своих противников как можно дольше и нанести им как можно больший урон.
Спецправила: необходимо считать каждый ход, потраченный на продвижение. Если сумма ходов превысит оговоренное число, братство Кольца не успевает спасти хоббитов и терпит поражение.
ольшинство сценариев “LotR Battle Game” — не масштабные битвы, а кропотливые “миссии”. Интересно, что за одну сторону может выступать одновременно несколько игроков: каждый управляет частью бойцов или даже одним героем. Например, один игрок может взять под покровительство Арагорна, другой — Гэндальфа и т. д.
Что же касается масштабных сражений, так тут такая же система, как и в “Вархаммере”. Относительная боевая мощь каждого солдата измеряется в очках, армии сторон набираются на оговоренную сумму таких очков. Именно такая система обеспечивает приблизительное равновесие сил на поле боя.
Особо изобретательные игроки могут пойти стопами “Последователей Толкина” и творить свое собственное продолжение истории. Но в этом тоже есть свое но: пусть орки и хоббиты остались прежними, но герои-то новые пришли. Можно, конечно, поставить на стол миниатюру Арагорна и заявить, что это, скажем, Олмер, однако лучше заняться конверсированием — переделкой фигурки. А для этого требуются довольно развитые навыки кропотливой работы с мелкими предметами.
Подводя итоги, попытаюсь ответить на извечный вопрос: играть в “LotR Battle Game” или не играть. Тут, как всегда, все зависит от самого игрока.
Информация взята с сайта Мир фантастики и фэнтези.